ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДМИНИСТРАЦИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ И ВОСТОЧНОЙ АРКТИКИ"
12:05
Сегодня 21 Июля 2018

Представители ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» приняли участие в крупнейшем мероприятии отрасли «Транспортной неделе – 2017»

13 Дек 2017

В период с 6 – 7 декабря руководитель ФГБУ «Администрация морских портов приморского края и восточной Арктики» Андрей Дрегваль совместно с руководителем аппарата- советником Александром Кувшиновым и помощником руководителя Владимиром Пискловым приняли участие в работе Международного форума и выставки «Транспорт России», открывшихся в рамках «Транспортной недели – 2017» в г. Москве.

Представители ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» приняли участие в пленарных дискуссиях, отраслевых конференциях и иных мероприятиях, посвященных как морскому и речному транспорту, так и смежным областям. Участниками мероприятий были затронуты различные вопросы соблюдения и совершенствования законодательства в сфере транспорта, внедрение и развитие экологических проектов, строительства и безопасной эксплуатации флота, развития государственно-частной инициативы, оптимизации регулирования судоходства на трассах Северного морского пути и т.д.

Второй день работающего в Гостином дворе Х1 Международного форума и выставки «Транспорт России» стал ключевым для моряков, речников и портовиков России, собравшихся на отраслевую конференцию «МоРе зовет». В своем приветственном слове к участникам дискуссии помощник Президента РФ Игорь Левитин отметил, что «транспортная отрасль в России, в том числе, ее морская и речная часть, стала одной из самых инвестиционно-привлекательных. Однако, в условиях усиления глобальной конкуренции предъявляются все более высокие требования к безопасности и экологии, качеству морских и речных транспортных услуг». «Для того чтобы преуспеть в нашем деле, чтобы быть лидерами не только в своем регионе, но и в мировом масштабе, ключевой задачей Росморречфлота, как главного регулятора, становится стимулирование, привлечение бизнеса к новым инвестиционным и инновационным технологиям»,- подчеркнул он, напомнив, что участники единой воднотранспортной отрасли название конференции «МоРе зовет» из цеховой солидарности читают как аббревиатуру по первым буквам своих «рабочих» водных пространств – Моря и Реки.

Эту логику развил в своем выступлении заместитель Министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, посвятивший его вступительную часть проблемам и задачам речников. «Сегодня уже есть законодательство, которое позволяет развиваться судоходным компаниям и строить (речной) флот, есть дешевые деньги, но, наверное, не всегда есть уверенность в завтрашнем дне, потому что речь идет об инвестициях на 10-15 лет»,- отметил он.

Отвечая на вопрос, что же нужно, чтобы судовладельцы сегодня шли в речные проекты, В. Олерский назвал две вещи:

- понимание долгосрочной тарифной политики РЖД в части предоставления сезонных скидок на перевозки по участкам, параллельным с рекой;

- соотношение спроса и предложения, выраженное в динамике вывода старого флота.  Когда судовладельцы увидят, что динамика вывода очевидна, а она год от года нарастает, то инвестиции в строительство новых судов увеличатся. Сегодня состояние значительной части речного флота таково, что уже проще строить новый флот, чем инвестировать в поддержание старого. В этой связи, уверен В. Олерский, в ближайшие 2-3 года мы увидим картину кратного увеличения заказов (на строительство судов) в речном флоте.

В морском флоте немного сложнее, отметил замглавы Минтранса. Комментируя статистику ЮНКТАД о переходе России с 20 на 19 место по объему грузоперевозок под национальным флагом, он предположил, что позитивные сдвиги в этом вопросе связаны с развитием российских арктических проектов и, соответственно, появления там специализированного крупнотоннажного флота. «Для того, чтобы в стране появилось больше судов, нужно, чтобы появилось больше судовладельцев. Регулятор должен буквально выращивать судовладельцев, которые при этом останутся космополитичными существами в силу характера этого бизнеса. И малейшая недоработка одного из регуляторов в законодательном или правоприменительном поле сразу отталкивает судовладельца от российского флага потому, что у него всегда есть альтернатива (юрисдикция удобного флага).

При этом В.Олерский предостерег и от «экстремизма» в борьбе с удобными флагами. «Я думаю, ни одна великая морская держава, а их немного, не выиграла и не сможет выиграть борьбу против удобного флага. Это ложный путь. Мы не должны убеждать себя, что перегоним Панаму или Либерию по количеству флота. Вопрос в ином. В качестве этого флота, в качестве морского сервиса, всей морской бизнес-среды».

Он пояснил, что налоговые поступления от самого флота – небольшие, а вот в профильном сервисе, коммерческом секторе страховых, юридических, логистических услуг, судостроении и т.д. крутятся действительно большие деньги и отчисляются существенные налоги.  

В этой связи В.Олерский назвал четыре группы задач для закрепления позитивных тенденций в сфере российского морского транспорта:

- доступность финансовых ресурсов (Тут РФ на правильном пути, дешевые длинные деньги появились) и грузовая база. (При этом не нужно пытаться зарезервировать за национальным флагом всю грузовую базу, а избирать ниши, где наш флот наиболее конкурентен, как например, готовящиеся меры по Арктике);

- подготовка квалифицированных кадров, как моряков, так и менеджеров;

- обеспечение стабильности законодательства, которое у нас пока еще «подвижное»; 

- совершенствование культуры долгосрочных отношений между судовладельцами и грузовладельцами, которой у нас пока нет.

«Должен быть здоровый протекционизм, но в нем надо соблюдать разумный нишевый подход, чтобы не впасть в такую крайность, как американский закон Джонса»,- подчеркнул В.Олерский.   

(Закон Джонса, запрещающий каботажные перевозки между американскими портами любыми судами, кроме построенных в США, плавающих под флагом США, с командой из граждан или резидентов США, привел к резкому удорожанию транспортных услуг для всех американских территорий, зависимых от снабжения морем – прим. пресс-службы).

Этот комплексный подход главы Росморречфлота поддержали Министр транспорта РФ Максим Соколов, глава Российской палаты судоходства Алексей Клявин, а также президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, представивший участникам обширную линейку гражданских судов для моря и внутренних водных путей, строящихся на верфях ОСК. В значительной степени благодаря мерам из арсенала «здорового протекционизма», отметил Рахманов, с момента принятия 305 ФЗ о поддержке судоходства и судостроения ОСК в 4 раза нарастила производство гражданских судов.

Во второй части конференции, сосредоточенной на проблемах развития и обеспечения судоходства в Арктическом бассейне России, В.Олерский отметил, что приоритет  государственного органа, уполномоченного выступать регулятором судоходной и смежной деятельности в Арктическом бассейне - поддержка на высоком уровне всех обязательств РФ в сфере навигационно-гидрографического обеспечения арктического судоходства, несения аварийно-спасательной готовности, готовности сил и средств к ликвидации разливов и реагированию на них, подготовки, дипломировании и несению вахты экипажей в соответствии с требованиями морских Конвенций и Полярного кодекса.    

В том, что касается навигационно-гидрографического обеспечения в Арктике, продолжал он, за последние 7 лет были осуществлены промеры на 250 тыс приведенных километров на акватории Севморпути, что позволило России получить совершенно новую навигационную картинку в Арктике – выполнена беспрецедентная по масштабу и важности задача для обеспечения высокоширотного мореплавания в особом регионе, который предъявляет высочайшие требования к организации и обеспечению морской деятельности.

Итоговый день Транспортной недели-2017 и, соответственно, Х1 Международной выставки и форума «Транспорт России» Федеральное агентство морского и речного транспорта начало с представления своих крупных проектов заместителю Председателя Правительства РФ Аркадию Дворковичу.

Крупнейшим «воднотранспортным» мероприятием финального дня отраслевого форума и выставки стала первая в его истории конференция, собравшая представителей клубов юных моряков, морских классов, морских детских образовательных и оздоровительных лагерей с представителями органов государственной власти, общественности и государственных компаний.

Смысловой осью конференции стали перспективы развития проектов дополнительного морского образования и просвещения детей, как первой ступеньки отраслевой профориентации.  

Для достижения этой цели под эгидой Минобрнауки России по поручению Морской коллегии при Правительстве РФ на базе ГУМРФ им. С.О. Макарова создан Морской федеральный ресурсный центр дополнительного образования детей. Его задачей стала координация деятельности клубов и школ юных моряков и речников, детских флотилий и пароходств, других детских организаций, в самых разных форматах, прививающих детям любовь к морю, традициям и наследию морской и речной России.

Тон конференции задали помощник заместителя Председателя Правительства РФ Вениамин Каганов, заместитель Главнокомандующего Военно-морским флотом, вице-адмирал Александр Федотенков, председатель Общероссийского движения поддержки флота, капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев и заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Пошивай.

Спикеры конференции представили лучшие практики работы с детьми, обсудили имеющиеся проблемы и задачи существенной активизации сотрудничества и обеспечения координации работы между морскими и речными детскими структурами России.